| 04 Июля 2009
Сегодня я решил рассказать подробнее о своих инструментах рисования комиксов и при этом описать ПОЧЕМУ я использую эти инструменты, а не другие. То есть я как всегда не хочу давать безоглядочных рекомендаций использовать только то и делать только так. Я хочу рассказать как выбрать то, что вам нужно и что вам вообще может понадобиться или наоборот - не понадобиться.
Я рисую сначала карандашом на плотной бумаге, потом обвожу тушью и сканирую. Раскрашиваю комиксы и картинки я исключительно на компьютере. Это - ответ на самый частый вопрос «как вы рисуете?». Второе место в лидерстве занимает вопрос «а чем вы рисуете?».
Карандаш
Я уже несколько лет (с 2000 года где-то) пользуюсь автоматическим карандашом
Почему? Когда я начинал рисовать, то опытным путем дошел до того, что лучше карандашей koh-i-noor не бывает ) и лет 5-6 рисовал ими контур для обводки потом тушью. Они были крепкие, но хорошо ложились на бумагу. Я всегда рисовал мягкостью 2B. Кто-то любит твердые карандаши, а вот я люблю мягкие. 2B я выбрал потому, что до рисования тушью я рисовал картинки просто карандашом. Я штриховал карандашом и делал растушевки (растирал карандаш по бумаге для мягких оттенков). С твердыми карандашами растушевка не выйдет, либо надо тереть с силой гориллы до появления олимпийского огня… 2B это еще к тому же та мягкость, которая при набросках или уточнении линий создает определенную «грязь», т.е. уходит от четких тонких линий, когда вам надо поймать общее настроение, а не математически выверенную кривую. Твердые карандаши предпочитают люди, любящие чистоту (они при рисовании не размазываются руками) и четкую определенность «мне нужна одна и только одна линия, определенной толщины и все тут» (такие люди потом предпочитают не перо, а рапидограф =). Мягкие грифели, кстати, позволяют варьировать плотность и толщину линии при рисовании, чем я тоже пользовался постянно, потому что люблю «живую» линию.
Обычными карандашами также приятно пользоваться, когда вы любите быть «ближе» к инструменту. Может быть, вас погружает в медитацию процесс заточки карандаша. Достать специальную бумажку, взять канцелярский ножик, выдвинуть его, взять карандаш, начать длинными движениями под острым углом к карандашу затачивать его, снимая стружку и ювелирно утоньшая грифель до тех пор, пока им нельзя будет протыкать бетонные стены. Как правило, затачивать приходится не один карандаш, а много, чтобы не возрващаться к этому занятию слишком часто во время рисования. Долгое время я занимался подобным точением и как бы я ни старался, все равно вокруг копилась грязь, грифельная пыль, случано отскочившие далеко стружки… Мне это надоело и я решил пойти навстречу цивилизации и купить автоматический карандаш. Первым и последним выбором был мой нынешний Faber Castel 0.5. Теперь не надо ничего точить и карандаш вечно острый (если вы знаете, что его надо время от времени поворачивать, чтобы рисовать острой кромкой), нескончаемый, неубиваемый. Грифели для автоматических карандашей продаются в миникорбочках специально под них, так что на всякий случай, если вы вдруг рисуете на уроках, лекциях или на улице, вы всегда можете дозаправить карандаш.
Мне хватало всегда одного диаметра грифеля (0.5), но некоторым, я видел, приходится покупать набор для тонких линий, толстых линий… Я всегда считал, что это излишество и обычным 0.5 можно провести и сколь угодно тонкую линию и сколь угодно толстую (от прорисовывания линии несколькими штришками для толщины еще никто не умирал).
Ластик
Коллега Кузьмичев однажды посоветовал пользоваться ластиком фирмы Pentel «Hi-polymer». С тех пор не встречал ластиков лучше.
Почему? Я долго мучался в поисках идеального ластика. Знаете, хороший ластик для меня это тот, который стирает карандаш за малое количество проходов по бумаге, не размазывающий карандаш по бумаге и не втирающий его в нее и экономно расходуемый, бумагу не травмирует. А то бывают чудо-ластики: стирают хорошо, но хватает их буквально на капельку, не напасешься. Рекомендую найти и пользоваться. Редко где бывают, но найти можно.
Перо
Я пользуюсь пером №11 («звездочка» стоит оно сейчас 5-8руб. шт.). Раньше пользовался пером №41 (оно было мягче и давало больший размах в ширине линии, но его выпуск прекратили. теперь его не достать стоило оно 2 руб. шт.). И держателем для пера Lyra (держатели для пера в общем, мало чем отличаются друг от друга по техническим характеристикам, слишком простой инструмент. выбирать можно просто на ощупь, что приятнее держать).
Почему? Чтобы сразу разобраться, я за перо и только перо. Никогда не рисовал рапидографами (в смысле никогда не требовалось рисовать рапидографами, рисовать я ими конечно, пробовал рисовать, довольно долго) и считаю что все можно сделать пером (разве что кроме чертежей, где лучше рапидограф все же). Европейская гравюрная техника казалась мне верхом красоты, позже я познакомился с китайской и японской, которые тоже оставили в моей душе глубокий след и повлияли на мою линию и рисование.
Тушью карандаш обводят в большинстве своем при помощи либо рапидографа, либо пера. Перо и рапидограф различаются также как карандаш и автоматический карандаш, но здесь я выбрал обратную сторону. Не смотря на то, что рапидограф не надо макать в тушь, что он заправляется и дает постоянную линию, я выбрал навсегда перо. Потому, что перо дает «живую» линию, т.е. красивую динамичную с изменяющейся как мне угодно толщиной. Изначально я график, т.е. я стараюсь рисовать линией, делать ей же тени и свет и всевозможные эффекты, поэтому линия для меня должна быть максимально пластичной и управляемой.
Тут даже я не могу вам больше ничего сказать про разницу между рапидографом и тушью, это некий выбор каждого. Но пером управляться гораздо сложнее. Вам надо будет приноравливаться макать его так, чтобы с пера не капало на рисунок, держать перо так, чтобы оно не цеплялось за бумагу, рисовать так, чтобы не развозить тушь по картинке рукой, ждать пока она просохнет… И хотя для всех сложностей мастерами уже наработаны всякие хитрости, от грязной тряпочки для протирки пера от туши и отскабливания «накипи» с пера вы никуда не денетесь.
Тушь
С тушью разбираться не приходилось как-то, всегда использовал обычную тушь фирмы «Гамма».
Почему? Да не знаю. Она есть везде, а другие, которые пробовал, не понравились. Другие коллеги хвалят китайскую тушь и в некотрых вариантах, даже сами ее готовят (в смысле растирают ее в нужных им пропорциях для требуемой густоты). Гамма - это как рынке выбирать чего-то. Плохая тушь (при том, что они все на одно лицо и от одного производителя и фирмы) попадается бывает. Перед покупкой лучше открыть крышечку и понюхать ее. Я не шучу. Если отдает тухлинкой - хоть немного - выберите другую. После покупки, перед рисованием, часто еще приходится тушь подсушивать, чтобы она стала нужной плотности, не была водянистой (это когда ты проводишь линию, а она не плотно черная, а чуть ли не серая). Подсушивается это элементарно: открываете баночку и оставляете ее на полдня, денек. Каждый раз по-разному, потому что тушь у нас делается, видимо, на глазок О_О.
Бумага
С тех пор как нашел, использовал «папку для черчения» ГОСЗНАК С-Пб. (с оранжевой большой буковой «Ч»). С недавних пор под иллюстрации стал использовать плотную офисную бумагу (плотность 120-160 г/м2).
Почему? «Папка для черчения» была выбрана мной за свою распространенность, кроме, прошедших тестов, разумеется ). От бумаги мне нужно по-крупному только две вещи: чтобы на нее хорошо ложился карандаш и чтобы он с нее замечательно стирался, причем сколь угодно многое количество раз. Бумага, как правило, любит драться и скатываться, когда вы остервенело трете ее ластиком. Эта - не скатывается (если, конечно, вы пользуетесь описанным выше ластиком ))), а не каменным или пластмассовым китайским болванчиком О_О. К сожалению, вынужден отметить, что эта бумага бывает разных заводов изготовителей и качество у нее бывает разное, иногда она попадается плохая. Еще иногда у нее попадаются слишком четко обозначенные клейма «ГОСЗНАК», это выражается в том, что на листе выдавленно слово «ГОСЗНАК» так лихо, что карандаш спотыкается.
Сканер
Мой сканер, это CanoScan Lide 60. До этого был долго другой хороший, не припомню модели, правда…
Почему? Я сканирую черно-белое только как правило. Контуры для иллюстраций и комиксов. Для этого наворочнные сканеры не нужны, главное, чтобы не искажал изображение (проверяется сканированием линейки: если она после сканирования в электронном варианте прямая, значит сканер не искажает). Мне нужен был крайне компактный сканер, который места не занимал бы на столе, был бы легким, чтобы можно было его туда-сюда перебрасывать или носить. Моя модель как раз такая и есть. Еще он питается только от USB, по которому подключен к компьютеру (т.е. розеток не занимает, провод для всего только один). Лампа у него диодная, поэтому не разогревается по нескольку минут как у ламповых сканеров. Он очень легкий и компактный (как толстая книжка альбомного формата, а не как гроб на колесиках), опять же из-за диодной лампы. Формат А4 сканирует. Сканирует быстро. Доводилось мне пользоваться сканером HP одним, не самого старого поколения, так он разогревался по 3 минуты и сканировал по 1 мин. лист, никакого терпения не хватало. Моей модели мне с головой хватает для всего.
Собственно, хватит всем, кто не занимается профессионально сканированием цветных изображений (это когда завышены требования к ДОСТОВЕРНОЙ цветопередаче и когда человек в совершенстве владеет фотошопом, чтобы потом работать с отсканированным изображением и вытягивать его по цвету хитровыделанными способами). Моя модель (60, стоила всего 1600 или 1800 р…. не помню) вышла из продаж. Теперь есть 90, 100, 200. По-моему, там модель не важна, просто Canoscan Lide они хороши тем, что у них все то, что я описал выше. стоят новые примерно 2500р.
Планшет
Планшет: Wacom graphire 4 (Модель CTE-640/S). Размер рабочей области: А5.
Почему? Без планшета делать красить или рисовать что-то по-настоящему быстро просто нереально. Исключения в виде людей виртуозно обращающихся с мышкой только подтверждают это =). wacom - просто потому, что это самая распространенная марка планшетов без провода от ручки к планшету (первый мой планшет был с проводом). Размер планшета сложился исторически. До него у меня был планшет размером рабочей области А6. Мне ее довольно долго хватало, но и монитор у меня тогда был 14-дюймовый. Размер планшета влияет на ширину маха руки, требующуюся для прочерчивания линии, допустим из угла в угол. Чтобы провести такую линию на моем А6 планшете, требовалось движение только кистью, чтобы подобную линию провести на формате А4 - надо двигать всей рукой, потому что рабочая область планшета пропорционально соответствует экрану. Я лично работаю при рисовании и покраске с большим приближением, это значит, что мои штрихи в масштабе монитора довольно велики, значит они велики и в масштабе планшета. Махать руками как мельница я не хочу, все локти так можно стереть, поэтому я взял планшет размера не такого маленького как А6, но и не такого гигантского как А4 или, тем более, А3. В моделях дальшнейших разницы не вижу, повышающее количество степеней чувствительности по-моему уже после 512 не ощущается, поэтому покупать дорогие планшеты просто потому, что они новее - не рекомендую.
Чем больше экран монитора, тем больше планшет вам понадобится.
Планшетом сначала пользовался только для покраски. Т.е. он был просто усовершенствованной мышкой. Первый планшет у меня был без поддержки нажатия вообще. и с проводом от ручки к планшету ) чего не вынесет сейчас ни одна душа дизайнера или художника ) А рисовать прямо на планшете я начал недавно, всего год назад где-то. Намучался, но нужда очень помогает в этом деле ) Месяц практики и начинает получаться 40-50% того, что надо сделать - с первого раза. Перепроведение линий - это и сейчас определенный бич для меня. Т.е. в линию, которую хочешь провести - не попадаешь. Приходится несколько раз делать «линия»-«Ctrl+Z»-«линия»-«Ctrl+Z»-«линия»-«Ctrl+Z»-«линия»-«Ctrl+Z»-«линия»-«Ctrl+Z»-«линия»-«Ctrl+Z» ) На планшете хуже чувство пера и совсем нет чувства бумаги. Бумагу пережить легче, но из-за того, что перо рисует на планшете, а смотришь ты на экран и масштабы движений на палншете и экране разные - мозги съезжают.
Про точность, которой можно было добиться при ручном рисовании можно забыть, но зато рисование в спецпрограммах. таких как Манга Студия - с лихвой искупают недостатки. Во-первых там КУЧА вещей делается сразу и легко (без стадии карандаша, и линейки или лекала), а некоторые вещи - вообще только на компьютере доступны. Например, часто пользую перемещение частей рисунка туда-сюда, когда корректирую композицию или еще чего. Но планшет, он скорее для убыстрения работы, чем для удовольствия. Он не для хобби, а для работы. Удовольствия больше, когда рисуешь руками. Правда, вот художники, которые с нуля рисуют красками на планшете - им, конечно, удобнее и быстрее в сто раз на планшете, тем более, что у них при рисовании используются миллионы готовых решений, от красок и кистей, до текстур и фильтров. Вручную такое же делалось бы в десятки раз медленнее и дольше.
Принтер
У меня лазерный принтер HP LaserJet 1320 (
Принтер нужен для многих вещей, он не ограничивается «распечатать и радоваться». При помощи принтера можно:
- посмотреть как выглядит нарисованное вами изображение в реальном печатном размере (то, что вы видите на компьютере не дает вам реального представления как это будет выглядеть после печати)
- Распечатать черновик или референс для работы с ним через просвет
- Распечатки фрагметнов рисунка (комикса) для поиска хорошего расположения его частей.
Я выбирал принтер исходя из потребностей в качестве, долговечности, экономичности и удобстве.
Под качеством я подразумеваю точную печать. Мне нужно знать как будет выглядеть та или иная вещь при хорошей печати. Не исчезнет ли тонкая штриховка, не будет ли слишком бледно выглядеть мелкие детали и проч. Для этого мне нужно, чтобы принтер мог печатать изображение с разрешением 1200dpi. Разумеется, струйный принтер с таким не справится, поэтому выбор был только из лазерных. У большинства лазерных принтеров максимальное качество печати - 600dpi. Пришлось поискать. Лазерные принтеры также отличаются большей дешевизной печати. Расходные материалы у них стоят дороже, но покупать их придется в разы реже и ресурс одного картриджа у них гораздо больше чем у струйных принтеров. А для удобства, чтобы печатать все, что мне нужно без дополнительных пассов руками и напряжения гордых извилин, я взял себе принтер с механизмом двусторонней встроенной печати. Это когда он печатает сначала с одной стороны листа, затем тут же печатает продолжение на другой стороне листа и вам ничего не надо перекладывать или перезаправлять.
Желаемые усовершенствования:
Просвет (световой стол)
Это специальное приспособление позволяющее вам рисовать на просвет. Представляет собой стекло (матовое, как правило), под которым снизу светит лампа. Т.е. вы под чистый лист подкладываете другой, как правило с наброском рисунка и сквозь чистый лист видите набросок (прямо как слои в фотошопе). Незаменимое для чистовой прорисовки карандаша или обведением туши (тогда из-под нее не надо будет стирать обведенный карандаш и тушь останется на бумаге нетронутой и яркой).
У меня светового стола нет. Умельцы, кроме как купить, делают его из старых сканеров, дверей (межкомнатных), просто стекла, под который подложена лампа и проч. и проч.
В общем, просвет, это, конечно, довольно старая технология и сейчас, когда удобнее все стадии делать сразу на компьютере, она, наверное, не самая приятная для привыкания и осваивания. Но знайте, аниматорам, например, без нее не жить ). Комиксистам - еще туда-сюда =).
Спасибо всем, кто одолел гигантскую статью и не свалился под стол с переутомлением спинного мозга. Удачи собрать свой идеальный рабочий набор инструментов.
Дополнение-комментарий от Андрея Снегирева (автора
В рисовании я использую два автоматических карандаша 0,7 HB для схематического наброска, а затем 0,5 HB для прорисовок деталей или уточнении линии. Нахожу это удобным. Выбор бумаги, грифеля и ластика для работы это настоящая проблема. Стандарты мягкости грифеля у разных фирм разная, поэтому привыкая к определённой мягкости, лучше покупать грифель той же фирмы. Бумагу для черновика я использую в работе 80gm для лазерного принтера, для чистовика использую ту же. Преимущество этой бумаги - её не жалко и много. Ластики для черновиков порой любые, чаще koh-i-noor, а вот чистовую работу только Faber-Castell vinyl eraser. Этот ластик не размазывает грязь, не оставляет после стирания множества катышков и не травмирует бумагу.
поделиться ссылкой на страницу
Комментарии
кстати очепятка « держать перо так, чтобы оно не цеплялось за бумага, »
видимо всетаки бумагУ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
А я вот фанат рапидографов. Рапидографы сила ! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Никогда не пользовалась планшетом и автокарандашом и мне интересно - раскрашиваете в фотошопе?
Сейчас трудно подобрать нужной твердости карандаш, все время попадаеться либо больше глины, либо больше графита.
В основном люлбю использовать кохинор ТН, но там тоже никак не определяться с процентами состава. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Рапидографы - вещь к которой нужно долго привыкать, изучать и испорить далеко не одну линию =__= Я тоже так и не наловчилась - заливала испорченные рисунки слезами уже залитые чернилами рапидографа.
Открыла для себя такую простую вещь, как роллер. Конечно, не то чтобы как карандашик стоит, но я использовала только фирмы Faber-Castell и хвататет его надолго. По большому счету та же гелевая ручка (он на чернильной основе), но не течет (если не класть на батарею), не засыхает (если не оставлять на долгие годы без колпачка). Зато отлично высыхает на бумаге, стоит сразу через полсекунды после проведения линии потрогать рукой, а потом не мажет. И, конечно же, рисует сверх каранда =) Нашла только один минус - он не дает динамичных линий на сгибах и поворотах, как перо. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
роллеры - вот это да. Не делают таких клевых линий, как перья, зато просты. Еще капилярные ручки находил неплохие.
Увы, редко все это добро завозят в магазины. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ластики эти, кстати, реально саме лучшие. А вот с перьями у меня траблы, казалось бы такая простая дешевая вещь, а купить в Мосве не могу. Постоянно они кончаются и ускользают от меня ( Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Кстати, с тушью точно такая же история: доведение до кондиции путём подсушивания той же «Гаммы» - вариант для ленивых :)
За статью, Богдан, огромное спасибо - ибо давно пора. Вопрос, так сказать назрел. Если ты знаешь здесь, то обязательно не разбираешься тут: если для меня вопросы выбора инструментов для рисования в ручную давно решены, то в отношении техники и компьютера я по прежнему сильно плаваю. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Пожалуйста ) стараюсь делать нужное ) А там как получается ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Самый лучший ластик - это японский Mono tombo^__^ Все мангаки им пользуются. Он стирает просто идеально:))А Mono tombo Zero ваще сказка!
«Месяц практики и начинает получаться 40-50% того, что надо сделать - с первого раза.»
У меня сейчас тяжкая ситуация (по крайней мере для меня): хочу перейти на планшет, но никак не решусь. Неужели надо так долго привыкать?
Сейчас я рисую карандашом, обвожу перьями Tachikawa. Начал пользоваться перьями недавно, но не знал, что это так тяжко и долго. Пером овладеть сложно, чуть рука дрогнет и ВСЁ! линия кривая:(
Поэтому хочу перейти на планшет, на нём ведь быстрее. Но всё равно парюсь..если я хорошо рисую на бумаге, то на планшете также получаться не будет? Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Планшет: трудно привыкать, когда ты хорошо владеешь непланшетными техниками (перо, поставленная линия…). Если нет привычки к натуральным материалам, к чувству пера, или дерева, или бумаги, то на планшете просто немного по-другому.
Насчет скорости. Мне на планшете все рисовать очень долго было гораздо медленнее, чем руками. На планшете можно исправлять рисунок, пользоваться Ctrl+Z, но сам процесс рисунка без навыка протекает медленнее. Получится ли на планшете так же, как раньше на бумаге зависит от способа рисования. Может, получится, гораздо лучше, а может, не так. ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Спасибо за статью Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Вот просто, взгляните на мои некоторые работы -
pic.ipicture.ru/uploads/090908/27907/VYuhWwj5UB.jpg
pic.ipicture.ru/uploads/090908/27907/s2NEmDyi9q.jpg
pic.ipicture.ru/uploads/090908/27907/XqT3fkQ4d1.jpg
Манга - pic.ipicture.ru/uploads/090908/27907/jX1oWRgSY1.jpg
Как Вы считаете, я смогу стать хорошим художником? (без худобразования) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
P.S. Давно перестал любить этот ipicture - быстро пропадают картинки( Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Я ж спрашивал -
Как Вы считаете, я смогу стать хорошим художником, мангакой? (без худобразования) , если буду постоянно тренероваться? Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
кому-то худобразование надо, а кто-то устраивает его себе сам. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
да и за ластик спасибо, приобрел..понравился) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Особенно полезной оказалась эта статья и туториалы по Манга Студии) Моей благодарности нет предела. А ещё хотелось бы высказать Вам своё уважение, как отличному художнику.
««линия»-«Ctrl+Z»-«линия»-«Ctrl+Z»-«линия»-«Ctrl+Z»-«линия»-«Ctrl+Z»-«линия»-«Ctrl+Z»-«линия»-«Ctrl+Z» »
Ох, как знакомо-то)))) Вот действительно всё время так и получается. А в манга студии у меня ещё вдобавок не работает комбинация «Ctrl+Z» почему-то и это превращается в отличный аттракцион по совершенствован ию терпения.=) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Чтобы горячие клавиши действовали, нужно поменять раскдадку на английскую, войти в File->Shortcuts кликнуть ок. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
просвет!я в маленьком городе живу и в канцелярских о половине перечисленного и
не слыхивали.Но ничего все равно держусь
и творю! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
назови пожайлуста слабые и сильные стороны рапидографа! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Но из плюсов:
- моноширинная линия и используя рапидографы разных диаметров будешь получать линию точно требуемой ширины.
- по сравнению с тушью, менее «грязный» инструмент. и сохнет почти мгновенно.
- переносные (тушью абы где не порисуешь)
из минусов:
- чтобы рисовать рапидографом нужно держать его практически перепендикулярн о бумаге (что для меня неудобно, потому что это другая моторика руки)
- невозможность «живой» линии (как у пера)
я ими не пользуюсь главным образом из-за их ровной линии - мне нужна живая линия, чтобы я сам контролировал ее ширину на протяжении даже одного штришка. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
ну,а большинство мангак чем работает? Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
saji по русски или в цифрах как именуются? Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
творческих всем успехов !! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Подскажите пожалуйста, где Вы берете перья «звездочка»? Обыскал всю Москву, нигде нет Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
У меня запас. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
А вообще, по идее, вам просто нужно любое перо с острым концом и всё Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
по продаже мангакам и комиксистам редких нужных перьев ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
неужели за три года «звёздочка пропала» … =(( Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
А «звездочку» больше не производят что ли? Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
http://www.artservice.ru/rus/catalog/calligrafia.htm Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Хотел бы спросить (у меня ппц, какое грязное перо ^^) чем вы очищаете его? А то я чистил-чистил, а «грязь» осталась. Или все же мелкие остатки допустимы? :))
ЗЫ — обязательно закажу «Скунс и Оцелот» ;) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
А если оно совсем покроется полипами, то отмачивать в спирту и прочих очистительных жидкостях, потом протирать )
Перо должно быть чистым, это влияет на его рисовательные возможности. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Просто есть у меня идея одна, но у меня большой косяк: руками я рисую нормально, все ок, а вот штриховку и всякие тоны в манга студии будет другой человек на это все выкладывать. На отрисованную карандашом версию:)
Спасибо большое заранее за ответ! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Я: раскадровка, карандаш, тушь, скринтона Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
А еще уведомление об этом комментарии мне только что-почему-то пришло, хотя ему уже несколько месяцев). Так что будем надеяться, скринтона за 4 месяца вы все же нашли ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
А вот на счет перьев могу вам подсказать местечко: ст. м. Партизанская, на измайловском вернисаже, можно найти много разных перьев, в том числе и дореволюционных ) и звёздочка, и G-перья есть) цены 5-10 р, недавно нашла французские прошлого века по 100)
Если соберётесь, уточню где конкретно их преобрести) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Вот дореволюционные - самые крутые! Простые и для работы ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Так что не все потеряно, товарищи!) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
лучше чем Фактис(FACTIS) и Милан(MILAN) пока ничего не видела =) нежнейшие, стирают мягко и чисто. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Главное, не перо, а рука художника, которая им рисует. Перо просто по особому наносит на бумагу красящий элемент.
из секретов: держать перо приходится вертикальнее, чем карандаш, рядом с собой надо тряпочку для протирки пера иметь и подсушивать тушь, чтобы не была водянистой. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
И что бы вы порекомендовали для начинающих вообще и в частности на компьютере? Я предпочитаю больше «бумажные» работы, но в некоторых случаях на планшете они более выигрышный …так что… Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
На компе большинство предпочитает Paint Tool Sai. Она проста в освоении, не перегружена и позволяет с нуля мазюкать как хочется ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Есть к вам 1 вопрос.
Вы когда нибудь пользовались так называемой «клячкой»??? Если да , то скажите впечатления???
Про перья , которые используют мангаки :
перо-стрела(maru-pen) http://www.artmaterial.ru/?content=article&article=M-700NP&group1=%CA%E0%EB%EB%E8%E3%F0%E0%F4%E8%FF&group2=%CF%E5%F0%FC%FF+%E8+%E4%E5%F0%E6%E0%F2%E5%EB%E8&group3=%CF%E5%F0%EE+%E4%EB%FF+%F0%E8%F1%EE%E2%E0%ED%E8%FF
Джи-перо (G-pen)
http://www.rosa.ua/catalogue/6077/86579/
для украинцев(они за пределы Украины , по мойму , не отправляют)
http://www.artmaterial.ru/?content=article&article=M-41BR&group1=%CA%E0%EB%EB%E8%E3%F0%E0%F4%E8%FF&group2=%CF%E5%F0%FC%FF+%E8+%E4%E5%F0%E6%E0%F2%E5%EB%E8&group3=%CF%E5%F0%EE+%EA%E0%EB%EB%E8%E3%F0%E0%F4%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5
для русских =)
http://www.jetpens.com/Tachikawa-Comic-Pen-Nib-G-Model-Pack-of-10/pd/4569
для тех , кто хочет потратить кучу «зеленых» на перья и доставку =) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
за ссылки спасибо, хоть читатели будут знать где это добро искать. Мне кроме «звездочки» ничего не надо ) да и вообще я перешел в последнее время на Манга Студию. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Я во тоже подумывал попробовать рисовать в Манга Студии…Почитаю ваши уроки , узнаю что да как =) только вот у меня одна проблема - маленький планшет (G-pen 340(3«×4»))…Как думаете , на нем можно рисовать??? Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
К планшету привык довольно быстро - примерно пара-тройка недель и оп-ля - всё получается. Конечно, на бумаге всё выходит на класс круче:
http://s2.ipicture.ru/uploads/20110627/EpSNCZVZ.jpg
Впрочем, если постараться, то и на планшете можно творить не хуже:
http://s2.ipicture.ru/uploads/20110627/p1k1jsWf.jpg,
поэтому на бумаге всё равно продолжаю рисовать. Планшет очень здорово помогает, когда работаешь над креативной идеей чего-либо, а на бумаге - когда нужно буквально внести свою душу в рисунок, в каждый штрих и каждую линию. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
На планшете еще видна разница линий, т.е. видно, что они отличаются от линий на бумаге, но потом это уходит.
кстати, странно, что креатив лучше на планшете идет, обычно наоборот народ лучше «думает» карандашом на бумаге ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Если захочется поучиться комиксам, то есть комикс-курсы (платные), можно туда походить и приобрести всякие начальные знания, которые сориентируют в дальнейших действиях. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Появятся конкретные вопросы, которые уже будет легче найти в интернете ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Сам я пользуюсь пером spoon point series birmingham 757 EF , оно очень гибкое , движется плавно , емкое , рука не устает . Звездочка , на мой взгляд , плевок из прошлого . Тушь «Чижик» не смываемая . По ней можно рисовать акварелью . Карандашами обычными 4-6B . Мягкие карандаши легко рисуют и легко стираются , не бороздят бумагу . Резинка клячка - от нее вообще нет крошек . Wacom планшеты использую еще с первого Intuos . Первый был ужасен - скользкий как стекло , второй получше , третий лучше второго и тп . Сейчас BAMBOO FUN белый A5 , его достаточно , Intuos4 тот же формат , но огромен . Wacom graphire 4 не очень - липкая поверхность и жесткие высокие боковые ребра мешают свободно двигаться кисти руки . Mango Studio меня заинтересовала , хочу попробовать .
Опечатка : «…между рапидографом и тушью, …»
Наверное Вы хотели написать между рапидографом и пером .
Успехов Вам , Богдан , и удачи в творчестве !=) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
У меня вопрос конкретно по «Паутинке» - очень понравилась эта работа. Если можно, расскажите, какими технологиями пользовались. Это работа целиком «ручная», или какая-то часть сделана на компьютере? И если да, то какая? Такое впечатление, что это тушь+пастель. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Так что можно сказать, что эта работа: скомпилированна я в фотошопе ручная работа ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Еще у меня сканер плохой-рисунок портится, но мне его вряд ли заменят(((
Ты пользуешься только тушью гаммой? Слышала, что есть тушь, которую ничем не смоешь и она очень черная, а есть такая, которую можно подтирать стеркой, чтобы добиться красивых эффектов. Если знаешь, то хотелось бы узнать)))) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Купить офисную бумагу повышенной плотности. Плотность обычной офисной бумаги - 80г/м2, вам же стоит купить 100-120 грамм на квадратный метр.
Она еще бывает мелованная. На мелованной еще прекраснее лежит тушь ) но карандаш на нее ложится хуже, конечно.
При этом офисная бумага с любой плотностью бывает еще и А3 размера. Только ее не всегда легко найти. Надо искать в крупных канцелярских магазинах.
Про тушь ничего не знаю. Я ей, собственно говоря, уже давно не пользуюсь. Потому что перешел на МангаСтудию. Да и карандаш я тоже в МангаСтудии делаю теперь. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
о а Скажи будь-ласка Богдан а буває так що ти малює всю сторінку комікса в манга студіо?) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Когда я установил себе МангаСтудию, то потребность в стадии туши вживую отпала. Компьютерная тушь меня совершенно устраивает, более чем.
Карандаш при сноровке тоже можно делать в программе. Тогда отпадает стадия сканирования, что ускоряет процесс.
Ну и набрасывать и компоновать, конечно, в компьютере в 1000 раз удобнее и безотходнее.
Так что последние комиксы на бумаге я делал тогда, когда у меня не было МангаСтудии. ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Лично мне приятнее рисовать перьями, поэтому я ими и рисую. Новички могут обзаводиться тем, чем им приятнее рисовать )
Если же это все же перья и вы собираетесь рисовать много, то перья надо закупать ящиками ) Для начала можно купить перьев 20 и посмотреть за сколько вы их израсходуете. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
японцы многие, говорят, продолжают рисовать по старинке. все на бумаге, там же наклеивая скринтона (без скринтонов, кстати, можно вообще обойтись). В итоге все оригиналы манги будут не на компьютере, а на бумаге у вас Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
скорее всего программно. В оригинале этого можно добиться, конечно и разведенной тушью, но смысл манги в черно-белости без тонов. Это для печати дешевой удобнее. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
RSS лента комментариев этой записи.