Индекс материала
функции текста и баллона в комиксе/манга/bd
Игра по правилам. Продолжение
Нарушение правил
функции текста в комиксе
Все страницы

10. Относительное положение баллонов в кадре

Положение баллонов относительно друг друга задает порядок их чтения читателем.

[картинка] [картинка] [картинка]

Если в кадре несколько баллонов, то ваша задача расположить их таким образом, чтобы они читались в однозначном порядке. Замечательно будет, если каждый последующий баллон расположится ближе к предыдущему. Нестандартную или более явную последовательность чтения баллонов можно задать их перемычками (хвост объединяющий баллоны) между собой (это будет справедливо для задания последовательности чтения баллонов реплик одного персонажа)

[картинка]

11. Относительное положение баллонов в двух соседних кадрах.

Взгляд читателя, захваченного историей будет двигаться туда, куда его ведут баллоны. Порядок баллонов образуют путь взгляда как точки остановок на маршруте читателя при прочтении комикса. Усложнение этого пути может запутать читателя, привести его к вопросу какую реплику читать следующей.

Пример неправильной расстановки баллонов:

Близкое расположение реплик «сам надень!» и «я тебе понастаиваю!» создает ощущение, что они соседние. Данный пример можно прочесть как:

  1. глянь ближе! очки надень!
  2. сам надень!
  3. я тебе понастаиваю
  4. а я настаиваю

тогда как правильная очередность:

  1. глянь ближе! очки надень!
  2. сам надень!
  3. а я настаиваю
  4. я тебе понастаиваю

12. Направление хвостов в баллонах. Хвост баллона как композиционное решение. Хитрые приемы.

Хвост баллона должен «смотреть» в рот героя, не доходя до его головы некоторое расстояние.

Но это еще не все. Рассмотрите пример ниже:

В этой картинке «Оп-па!» говорит затылок, «какая погодка сегодня» - говорит птичка, «уютно и тепло» - говорит мышь и только «мне так…» - говорит персонаж. Хотя все хвосты баллонов «смотрят» в рот персонажа.

Если хвост будет направлен в общем на перосонажа или на его голову, то можно подумать, что говорит его пиджак или это мысли персонажа (потому что хвост «смотрит» скорее на мозг, чем на речевые органы)), а не реплика. Между кончиком хвоста баллона и ртом персонажа не должно быть других объектов, может показаться, что реплика относится не к персонажу, а другому объекту.

Хвост баллона кажется наиболее бледным и простым из инструментов баллона, но все же им можно добиться интересных эффектов. Например, обыграть композицию кадра или добавить динамики.

Видите ли, никто не ограничивал длину хвоста баллона. Европейцы и частенько американцы делают хвост баллона даже частью авторского стиля. Придавая форму и изгибы хвосту - можно сделать кадр из ничего. Хотя скорее этим эффектом пользуются, чтобы сделать баллон менее скучным.

Хвост баллона может быть использован в качестве композиционного решения. (пример Луазель), когда его форма или длина является отдельным образующим композицию объектом.

[картинка] - композиционное расположение баллонов

Есть исключения: в манге, где задний план часто отсутствует, хвосты баллонов очень коротки и обозначают только направление на говорящего персонажа. Когда в кадре только один персонаж, хвост от баллона можно опустить.

Если не остается места на хвост от баллона, то есть хитрый прием: отрисовывания хвоста вовнутрь баллона:

12.1 Виды хвостов баллона

У хвостов есть общая форма. Подчиняя определенному закону эту форму мы можем достигать интересных эффектов:

  • «хвост-молния» Хвост в виде четкой молнии указывает на вскрик, крик или внезапную громкость реплики персонажа.
  • [картинка]
  • «хвост-спираль» можно использовать, чтобы показать, что у персонажа кружится голова или его одолевает хмель.
  • [картинка]

12.2 Хвосты между баллонами

Хвосты между баллонами используются, чтобы показать: реплики в «связанных» баллонах принадлежат одному персонажу.

[картинка]

Хвосты между баллонами можно использовать при разнесении одной реплики на несколько баллонов в одном кадре или при диалоге персонажей в одном кадре, чтобы читатель не запутался чьи баллоны есть чьи.

[картинка]

13. режиссерское использование баллонов (короткое время кадра и длинное время кадра, герой не может толкнуть тираду во время прыжка)

Количество текста в кадре регулирует «время» кадра. Если текста много, то кадр – долгий, если же текста мало – кадр выглядит короче. Есть и другие методы увеличения и уменьшения времени в кадре, но здесь рассмотрим только текст в баллонах и их размер.

[картинка]

14. Контур баллона. Обводка.

Контур баллона это то, что делает баллон баллоном, а не просто текстом, написанном в кадре.

Баллон является частью комикса, но в то же время он отделен от рисунка. Находясь внутри рисунка, он постоянно должен быть вне его. При просмотре страницы комикса вы всегда должны четко и сразу увидеть где находится баллон и без труда прочитать написанный в нем текст.

В примере ниже граница баллонов и их хвосты затерялись в графике. Это затрудняет их чтение (и обнаружение кто же все-таки это говорит).

Чтобы сам баллон не терялся в рисунке, там, где это необходимо, можно увеличить толщину его обводки:

…или обеспечить ему в качестве окружения пустое место, без отвлекающих деталей. На читабельность текста в баллоне влияет пространство вокруг текста в баллоне. Оставляя это пространство вы тем самым увеличиваете «белое пятно» баллона и отделяете текст от рисунка:

15. Подчеркивание композиции

Я уже писал, что баллон является частью композиции. Они могут поддерживать динамику кадра своей общей формой.

Например, острые концы баллона с криком длиннее в сторону направления крика – задают и подчеркивают направление этого самого крика.

[картинка]

Узкий баллон в узком кадре поддерживает общее композиционное решение и подчеркивает его отличие. Если в узком кадре сделать обычный квадратный баллон, то эффект будет совершенно другой.

[картинка]

это пример формы баллонов, поддерживающий динамику кадра. Форма баллонов повторяет лини спидлайнов.

16. Форма баллона придающая эмоциональную окраску.

Баллон сам по себе может отражать свое содержимое. Если у баллона сосульки, это значит, что реплика была произнесена очень холодно. Также можно придумать вид баллона под сухие высказывания, плоские шуточки, колкие замечания и проч.

16.1 Текст и баллон для отражения манеры разговора.

Интересная задумка, для того, чтобы выделить специфическую манеру разговора персонажа. Тогда даже при отсутствии персонажей в кадре можно будет определить кому принадлежит реплика.

Например, ваш герой - каменный тролль. Его баллоны могут представлять из себя по форме стилизованные каменные плиты, если герой эльф - стилизованный лес или цветы, если у героя грубый надтреснутый голос, то потрескавшийся и рассыпающийся баллон это хорошо отразит.

[картинка] http://helloacy.ru/comics/Muki_Tvorchestva.jpg

И обратно, если вы видите баллон с подобной формой, намекающей на интонацию, вам легче идентифицировать персонажа и выделять его реплики среди остальных.

[картинка]

Персонажа можно сделать уникальным также при помощи текста. А именно - шрифта. Если вы для персонажа пользуетесь другим шрифтом это тоже его хорошо выделит в истории.

 



Комментарии  

 
+3 # Мечтательный Дракон 2009-01-09 01:03 Очень познавательно. Спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Аня 2009-05-16 22:33 Спасиб за урок! Но добавь больше шрифтов рукописных! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Богдан 2009-05-16 23:02 Пожалуйста. Увы, по шрифтам не я главный ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Евгений Кривощёков 2009-07-10 12:11 Картинка с «нет ничего лучше супа из грибов» меня прям выбила из стула)))))))))) )) Валялся полчаса от смеха… А вообще очень полезный урок! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # 777 2010-03-11 23:49 Некоторых картинок нет

статья отличная
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Марта Эф 2010-06-03 17:53 Богдан, а подскажите как добавить шрифты в Фотошоп и Канвас?… Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Богдан 2010-06-03 22:21 Хм, установите новые шрифты О_О через «Панель управления» Windows, они и появятся. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Фройляйн 2010-09-09 16:40 Спасибо вам, Богдан, за ваши уроки!
Весьма познавательно и стиль написания отлично воспринимается.
Я, конечно, тот еще комиксист (иногда меня не хватает даже на простую законченную картинку, не говоря уже о законченной истории), но чувствую, что просветилась. (И впереди еще мнооооого всего… )
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Кейко Ониса 2011-09-14 21:48 ооой спасибки Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Tus 2011-10-16 02:04 Я только начала делать комиксы и работаю через manga studio, а там баллоны без хвостов. их нужно подрисовывать самим? Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Богдан 2011-10-16 12:30 Для подрисовывания хвостиков баллонам есть своя кнопочка )
Она находится в панельке Properties текста, на закладке Dialog Balloon Settings, вверху. После того, как вы нажали кнопочку generate dialog balloon (т.е. создали сам баллон), эти кнопочки становятся активными и нажав на них, вы можете двумя кликами к баллону пририсовать штатный хвостик)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # * 2012-04-07 15:16 http://a-comics.ru/read/sbubbles/
А здесь есть все картинки!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Богдан 2012-04-17 13:54 дорисованные картинки были дорисованы авторами сайта, перепечатавшими мою статью Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # MerzZly 2013-10-25 13:19 Картинка в «3. Контур баллона» не отображается. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Богдан 2013-10-25 22:47 Да, к сожалению некоторые картинки пропали и при этом утеряны на компьютере тоже. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
skillbox отзывы о курсах