| 11 Октября 2008
Индекс материала |
---|
функции текста и баллона в комиксе/манга/bd |
Игра по правилам. Продолжение |
Нарушение правил |
функции текста в комиксе |
Все страницы |
Я и Алекс Xatchett написали этот урок, чтобы попытаться ответить на наибольшее количество основных вопросов по работе с баллонами и текстом в комиксах. Также мы хотели бы рассказать как сделать комикс доступнее. [Алекс еще добавит позже свою часть про роль текста в комиксе]
Я постарался собрать наибольший обзор функций, которые явно или скрыто несут собой текст в комиксах и баллоны. Главная задача этого урока - максимально упростить чтение [текста] комикса и добиться его наибольшей функциональности. Запоминать это или заучивать - не следует, достаточно просто прочитать. Это не инструкция как надо делать, а как - не надо, это просто собранный мною список того, что я сам видел в комиксах. Здесь частично использованы материалы из других статей или книг о комиксах.
Основы о текстовом баллоне в комиксе
1. форма баллона.
Баллон так или иначе должен представлять собой выпуклый многоугольник или эллипс. Чем ближе он к правильной фигуре, тем лучше. Потому что текст внутри него не должен искривляться, огибать препятствия или прерываться. Это сказывается на его читабельности.
2. Шрифт
Лучше всего сочетаются с рисунком шрифты, похожие на рукописные. Хуже всего в нем выглядят прямые машинные шрифты («Arial») или шрифты с засечками («Times New Roman»). Есть еще ужасающий шрифт, использовать который не рекомендуется ни в коем случае - «Comic sans». Легче читаются прописные (заглавные) буквы, а не строчные.
примеры комиксных шрифтов, удовлетворяющих всем перечисленным параметрам: Digital Strip Cyrillic (русифицирован Кузьмичевым), AnimeAce, Piton AstroCity (русифицирован Питоном).
3. Хвосты баллонов
Хвосты баллонов указывают на источник реплики и бывают в общем случае двух видов: сужающейся к источнику полоской или уменьшающейся к источнику цепочкой пузырей. Хвост-линия обозначает прямую речь, хвост-пузыри - мысли. Несколько хвостов у баллона - говорит одновременно несколько персонажей.
4. Контур баллона
Контур у классического баллона сплошной, одной линией. Контур должен однозначно обозначать, что текст в баллоне является репликой, а не частью рисунка.
Игра по правилам
Под игрой по правилам я подразумеваю такие функции баллонов, которые не нарушают читабельности текста в баллоне и истории в целом.
1. Хорошая форма баллонов
Общая форма баллонов часто представляет собой овал. У овала есть изменяемое соотношение ширины и высоты.
Но не все виды овалов смотрятся хорошо. Например этот
- трудночитаем, потому что строки текста в вытянутом по горизонтали баллоне очень длинные и выглядят ужасно. Слишком длинные стоки текста трудно читать. Все наверняка попадались большие книги с мелким шрифтом и длинными строками, напрягает глаз и постоянно ищешь заново новую строку. В баллоне это также играет воспринимается очень негативно.
Но и вытянутые по вертикали баллоны не лучше. В подобных баллонах текст не умещается, на строке оказывается то одно слово, а то и только его часть. Переносы текста в баллонах - уже плохой тон (кроме случаев, когда этого совершенно невозможно избежать никакими способами), короткие строки в баллонах, где текст реплики длиннее двух-пяти слов читаются как заикание персонажа и очень цепляют глаз при чтении. От баллона же требуется удобно и однозначно донести до читателя текст.
Форма баллона должна облегчать процесс чтения текста. Плохо читается текст со слишком длинными и со слишком короткими строками. Поэтому соотношения предпочтительной формы баллона колеблется от 1:1 до 1:3. Дальнейшее вытягивание пропорций по вертикали или горизонтали сделает текст менее читабельным.
2. Пространство вокруг текста в баллоне
Оставляйте воздух вокруг текста в баллоне. Баллон должен не только окольцовывать текст, но и выделять его в кадре. В кадре со сложной графикой баллон «без воздуха» может слиться с изображением не хуже чилийского партизана.
Резкое переключение на меньший размер шрифта в речи вашего персонажа может усилить драматику повествования. Этот не менее удивительно, чем то, что читатели также «слышат» перемены в диалоге в зависимости от гримасс вашего персонажа и языка тела персонажей.
Увеличенный размер шрифта - это КРИК. Уменьшенный - шёпот.
Хороший эффект дает дополнительное увеличенное пространство вокруг текста, это подчеркивает саму реплику. Часто этим эффектом пользоваться не стоит, иначе он сойдет на нет.
3. Контур баллона
Если линия пунктирная - это обозначает шёпот.
[картинка]
3. Сложность текста в баллоне
в этом примере в баллоне реплика состоит из двух по-разному эмоционально окрашенных частей и к тому же содержит орфографически сложное пояснение. Эту реплику можно было разделить на 4 части: «О! я в кадре! надо же какая радость!», «нет. мне кажется, это все же», «все это вместе, я имею в виду», «очень грустно».
Не помещайте в баллоны сложных предложений, разбивайте их на части. В одном текстовом баллоне должна излагаться одна мысль, фраза, предложение с единым эмоциональным окрасом, чтобы изображение в кадре однозначно соответствовало тексту персонажа. Точки и запятые в конце текста баллона не ставятся, они лишние. Закончился баллон – закончилась фраза, это и так понятно.
4. композиционное значение
Баллоны сами по себе представляют белые пустоты, заполненные внутри текстом. С точки зрения графики, это белые пятна и в то же время крупнее объекты. Они играют большую роль в композиции кадра, поэтому баллон не только участвует в композиции, но и может помочь в ее построении.
Баллоны без границ, с прозрачными или отсутствующими границами - больший акцент на графику.
И наоборот, изменение, подчеркивание границ баллона (отрисовка границ в виде виньеток) – это акцент на баллон как объект композиции. Придание ему особого значения и веса в кадре.
5. На какой стадии отрисовки комикса вставлять баллоны
Есть два варианта:
- баллоны надо врисовывать на этапе раскадровки и наброска
- баллоны следует добавлять при полностью отрисованной [и покрашенной] комикс-полосе.
Второй вариант используют, чтобы на лету учитывать изменении сценария или диалогов: подвигать их, добавить, удалить или изменить размеры.
Я придерживаюсь первого мнения: баллоны надо врисовывать на этапе раскадровки. Баллоны настолько связаны с композицией комикса, что их увеличение, уменьшение и перемещение часто серьезно сказывается на композиции кадра (а значит и на его восприятии). Меняя баллоны в готовом кадре вы можете столкнуться с проблемой отсутствия места для их увеличения или переноса. Смещенные или раздувшиеся баллоны могут перекрыть сюжетно значимые части кадра. Удаление «лишнего» баллона может создать ненужную пустоту или паузу в динамике действия.
Текстовый баллон это такое же мощное средство создание истории, как и другие графические элементы и он должен быть на своем месте, а не там, где получится.
6. Объем, занимаемый баллонами в кадре.
Комикс, это история, основанная в первую очередь на изображениях. Баллоны в ней вторичны, поэтому очень странно, если из будет больше, чем изображения.
Баллоны в кадре не должны занимать больше 40%-50% места. Такое большое количество белого и текста по отношению к картинке подавляет ее. Комикс может превратиться в прозу и фокус восприятия читателя уйдет от действия в кадре. Мозг начинает перестраиваться на восприятие текста и подобные переключения туда и обратно утомят читателя довольно быстро. Если у вас все равно слишком много текста для кадра и он занимает больше половины кадра, то, может, лучше увеличить кадр? Или разбить текст на несколько кадров.
или, если текста в кадре очень много, но занимает он меньше 40%, например, кадр во всю полосу или на разворот, а текста там вагон и маленькая тележка, то имеет смысл разделить его на несколько баллонов. Текст легче читать небольшими порциями, чем когда он наваливается на вас огромной глыбой.
[картинка]
7. Количество баллонов для одного кадра.
Количество баллонов в кадре тоже не должно зашкаливать. Большое количество баллонов в кадре вызывает мельтешение и дробит кадр, разрушая его графическое наполнение.
единственное допустимое использование большого количества баллонов, это для добавления жизни заднему плану. Например, гомон толпы или надоедливый шум, подавляющий или раздражающий героя.
8. Наложение баллонов
Это наиболее эффективный способ показать как персонажи перебивают друг друга. Если вы не хотите, чтобы это так выглядело, вам надо баллоны разделять. Без исключений. Если вам нужно больше места под баллоны, рисуйте кадры больше.
(даже если наложение баллона не перекрывает текста, это все равно будет интуитивно воспринято как перебивание. Исключение: «слипшиеся» баллоны с общими границами)
9. Разделение фразы на несколько баллонов
Одну фразу можно разделить между несколькими баллонами. Этим достигается эффект паузы между фразами. Злоупотреблять этим не стоит, иначе может показаться, что ваши персонажи заикаются или туго соображают.
[картинка]
Комментарии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
статья отличная Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Весьма познавательно и стиль написания отлично воспринимается.
Я, конечно, тот еще комиксист (иногда меня не хватает даже на простую законченную картинку, не говоря уже о законченной истории), но чувствую, что просветилась. (И впереди еще мнооооого всего… ) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Она находится в панельке Properties текста, на закладке Dialog Balloon Settings, вверху. После того, как вы нажали кнопочку generate dialog balloon (т.е. создали сам баллон), эти кнопочки становятся активными и нажав на них, вы можете двумя кликами к баллону пририсовать штатный хвостик) Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
А здесь есть все картинки! Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
RSS лента комментариев этой записи.